Страничка искусства

 

 

17.02.2015

Материал подготовила музыкальный руководитель Т.А. Мильгунова  

Свобода движения - это лёгкость и радость.

 

«Танцевать - ум развивать» Г.П.Фёдорова

 

Не секрет, что люди любят двигаться под музыку, но спонтанный танец- это не продукт интеллектуальной деятельности человека, это,  скорее движение, возникающее на уровне подсознания. Гораздо сложнее точно выполнять комплекс движений в определённой последовательности под  определённую музыку.  Ещё сложнее танцевать группой, когда необходимо не просто выполнить движение, но и выполнить их синхронно. При разучивании танца происходит тренировка многих умений ребёнка: запоминание отдельных движений и движений в комплексе, координация движений, способность слушать музыку и повторять под неё движения (т.е. чувство ритма), способность выразиться творчески. Все эти умения помогают формировать умственные способности ребёнка, т.е. помогают развивать интеллект.

Музыка, движение и развитие интеллекта тесно связаны. Эмоциональное воздействие музыки глубоко осмысливается ребёнком, приобретает личностное воздействие. Воспитать умного ребёнка сложно, а вырастить тонко чувствующего человека ещё сложнее.

Музыкально-ритмическое движение или другими словами танец- есть та форма обучения, которая является и комфортной, и интересной,  и дающей возможность самовыражения. Музыкально-ритмическое движение на занятиях решает очень большое количество задач:

1.Развитие музыкального слуха.

2.Развитие координации движений.

3.Развитие основных движений.

4.Развитие плавности движений.

5.Развитие активности движений.

6.Подчинение движений музыке.

7.Развитие памяти.

8.Развитие умения импровизировать.

9.Развитие умения двигаться ритмично.

10.Развитие творческих способностей.

11.Развитие чувства коллективизма.

12.Развитие коммуникативности.

13.Развитие культуры поведения.

14.Обучение правилам этикета.

15.Развитие интеллекта и мышления.

16.Развитие мелкой и крупной моторики.

Развивая ребёнка гармонично, решая эти и другие поставленные задачи, необходимо точно осознать, чего от данного конкретного ребёнка мы хотим сейчас и в ожидаемом будущем.

Именно в дошкольном возрасте дети не испытывают чувства неудобства, стеснения, связанного с тем, что может что-то не получиться. Свобода движения - это лёгкость и радость. Очень хорош и лаконичен девиз Г.П.Фёдоровой: «Танцевать - ум развивать». Именно в дошкольном возрасте закладываются основы гармоничного умственного, нравственного, физического развития, формируется личность ребёнка.

Осваивая танцевальные композиции, дети запоминают определённые комбинации чередования движений, при этом стремятся взаимодействовать друг с другом, ориентироваться в пространстве, импровизировать. У детей своё восприятие того, что происходит на занятиях - все они не предсказуемы, и, как ни странно, но более сложные композиции детям интересны, исполняют они их с большей эмоциональной отдачей.

Эмоциональность достигается не только музыкальным сопровождением, но и образными упражнениями, сложными композициями, которые отвечают возрастным особенностям дошкольников, склонных к подражанию, копированию взрослых.

Детей дошкольного возраста специалисты называют гениями труда и великими творцами. Творит ребёнок не только рисунки или фигурки из пластилина, не только танцевальные композиции и незамысловатые песенки - творит ребёнок самого себя, совершенствует память и внимание, характер и волю.

Ценность детского творчества не в результате, а в процессе, оно нужно не зрителям, а детям.

Задача педагогов и родителей в том, чтобы помочь детям дошкольного возраста в эстетической игре выйти в мир музыки, ощущать и переживать её чувственно, создать предпосылки к формированию творческого мышления, способствовать практическому усвоению музыкальных знаний.

Ребёнок не должен бояться ошибиться. На то он и ребёнок, чтобы многого не уметь. На то мы и взрослые, чтобы научить. Надо нам искать пути друг к другу, пути понимания, тогда процесс обучения и воспитания будет приносить радость и взрослым и детям.

 

Художественно-эстетическое развитие ребенка или что должен уметь делать ребенок в музыкальной деятельности

2-3 года:

· В соответствии с ритмом музыкального произведения ходить, бегать с предметами (бубном, погремушкой)

· Делать приставные шаги вперед и в стороны

· Отмечать хлопками тихое, громкое звучание музыки

· Выполнять хлопки в ладоши, притопывания на месте, повороты кистей рук - «фонарики», полуприседания «пружинка», махи платочком один и в паре

· Передавать образные действия игровых персонажей (животных, игрушек) в соответствии с характером музыки

 

3-4 года:

· Маршировать с флажком (султанчиком) по кругу сам и вместе с другими детьми, меняя движения в соответствии с ритмом и темпом

· Кружиться в паре

· Реагировать сменой движений на высокое и низкое звучание музыки

· Передавать характерные особенности игровых персонажей

· Выполнять «пружинку», притопы одной ногой, выставлять ногу на пятку

· Выполнять танцевальные движения с куклами

 

4-5 лет:

· Подвижно и ритмично шагать, бегать, скакать под музыку

· Менять характер и направления движений в соответствии с частями пьесы, точно останавливаясь по окончании музыки

· Двигаться в паре легко и свободно

· Использовать в своих играх и плясках погремушки, колокольчики, бубны, исполняя простейшие ритмические рисунки

· Выполнять притопы одной ногой, точно ичетко выставлять ногу на пятку, кружить в паре, держа руки «лодочкой», плавно приседать, легко скакать, передавая динамические оттенки музыки

5-6 лет:

· Выразительно, весело, легко, изящно двигаться, меняя направление в соответствии с музыкальными фразами

· Выполнять хотьбу с носка, прямой галоп, дробный шаг с одновременным кружением, выставлять ноги в перед на прыжке, присядку, мягкое, плавное движение рук, легкие ритмичные подскоки

· Водить хороводы, перестраиваясь из большого круга в маленькие кружки

· Инсценировать знакомые музыкальные произведения

· Импровизировать тацевальные движения под музыку плясового характера

 

6-7 лет:

· Самостоятельно начинать движение после музыкального вступления, выразительно и ритмично двигаться в соответствии с разнообразным характером музыки

· Выполнять следующие танцевальные движения:

* Народный танец: шаг с притопом, присядка, полуприседания, дробный и пременный шаг, боковой галоп, кружение, пружинящий шаг, шаг польки, «ковырялочка», выбарасывание ног в прыжке

* Современный танец: выпады, разворот с хлопками, «лягушка», «окошко», наклоны, повороты туловища

· Придумывать варианты образных движений в играх и хороводах

· Инсценировать игровые песни.

 

09.09.2014

Материал подготовила музыкальный руководитель первой кв.категории Е.И. Курицына

"Развитие речи детей через музыкальную деятельность"

В последние годы, к сожалению, отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушение речи. Для получения хороших результатов обязательно взаимодействие всех педагогов ДОУ и родителей. Музыкальное воспитание детей в детском саду имеет большое значение для развития речи детей. И не зря, особенно в последние годы, музыкальное воспитание включено в систему, в комплекс методик артпедагогики, арттерапии в специальном образовании.

Основная задача музыкального воспитания: воспитывать любовь и интерес к музыки. Эта задача решается путем развития музыкального восприятия и слуха.

Основополагающий принцип проведения непосредственно образовательной деятельности  является взаимосвязь речи, музыки и движения. Именно музыка является организующим и руководящим началом.

На дошкольном этапе необходимо, чтобы ребенок не чувствовал обучения, а играл в него. Главное заинтересовать детей и удержать интерес. Для этого существует интересная программа арттерапия, в которой сочетаются речь и движение и которая приводит ребенка в эмоциональное состояние. Основные условия этой программы:

·       взаимосвязь и взаимодействие музыки, движения и речи;

·       игровая методика обучения;

·       особая методика взаимоотношений.

Используя методику «Говорю и делаю» в работе, я при разучивании танцевальных движений стараюсь сопроводить их ритмическими словами. Например: упражнение «Пружинка» помогают разучить слова: «Вверх – вниз, как пружинки, пляшут ножки – балеринки». Или: «Хлоп, хлоп, хлоп в ладошки, побежали наши ножки» и т.д. Четкое произношение ритмического текста и стихов под музыку, развивает музыкальный слух, воображение, чувства слова. Каждое слово, слог, звук, произносятся осмысленно, с искренним отношением. Чем четче произносят, тем лучше двигаются дети. Такая методика помогает постигать речевую культуру, способствует координации.

Одним из важнейших видом музыкальной деятельности детей является – пение. Пение помогает исправлять ряд речевых недостатков: невнятное произношение, проглатывание окончаний слов, особенно твердых, - а пение на слоги «ля-ля», «ти-ли-ли», «ту-ру-ру» способствует автоматизации звука, закреплению правильного произношения. Музыкально – дидактические игры, дидактические задания, некоторые игры с пением способствуют развитию фонетика – фонематического слуха. Особо необходимо развивать у детей слуховое внимание и слуховую память. Для этого провожу игры: «Угадай, что звучит?», «На каком инструменте играю?», «Двигайся, как подскажет музыка», «Сыграй, как я», «В лесу», «Кукушка» и т.д. большое внимание уделяю голосу ребенка. Голос – инструмент общения, сигналы в речи, интонации. Необходимо четко следить за диапазоном для каждой возрастной группы и не нарушать его. Чтобы обучение не привело к срыву голоса и болезненным последствиям. Детям очень нравятся развивающие игры с голосом. Это подражающие игры со звуками мира (кашель, чихание, голоса животных и птиц, неживой природы: часики, дождик, скрип дверей, звук автомашины).В этих играх непроизвольно формируется звукообразование. Если систематически использовать развивающие игры с голосом. То можно почувствовать, как дети выплескивают дополнительную энергию, учатся послушать свой голос и поиграть с ним. В таких упражнениях развивается интонационный и фонематический звук.

Очень важное значение в процессе развития ребенка имеет развитие мелкой моторики рук. Ученые отмечают, что проекция кисти руки занимает одну треть в коре головного мозга. Эта зона расположена близко от речевой моторной зоны. Следовательно, тренировка тонких движений пальцев рук оказывает большое влияние на развитие активной речи ребенка. Этому способствуют пальчиковые игры. Очень нравятся детям пальчиковые игры под музыку, но она не должна при этом быть с четко подчеркнутым ритмом и излишне громким звучанием. Например: игра «Пальчик мой» - звучит легко и дети быстро придумывают к ней персонажи: зайчик, курочка и выполняют движения в их соответствии. В специализированных детских садах проводятся занятия по логоритмике, которые включают в себя все виды деятельности и обязательно пальчиковые игры. Программа «ладушки» в своих разработках рекомендует проводить пальчиковые игры во всех детских садах на каждом музыкальном занятии. К сожалению, сейчас настала такая необходимость.

Работая с детьми, мы должны помнить,

что «ребенок – это не сосуд, который нужно наполнить, а факел – который нужно зажечь».

 

Материал подготовила музыкальный руководитель первой кв.категории Е.И. Курицына

Орф-педагогика – это:

 

 • Творческий процесс обучения, где что давать и как давать - главные части обучения.

 • Разные виды совместного исследования, которые приводят к импровизации.

 • Соединение музыки, движения, слова, рисунка

 • Приоритетное воспитание чувства ритма.

 • От простого – к сложному.

 • Индивидуальное развитие каждого музыкального уровня ребенка на уроке.

 • Область музыкальной педагогики, где наряду с обучением музыке решается целый ряд коммуникативных и социальных задач.

 • Свобода в рамках заранее обыгранных правил.

 • Возможность играть на многих музыкальных инструментах без предварительного обучения.

 • Материал разных культур, эпох.

 • Шутки, смех, большая двигательная активность на занятиях.

 

Какие цели преследуют занятия?

 

Дети на таких занятиях вовлечены в развитие и раскрытие своих речевых, музыкальных и танцевальных способностей. Наряду с этим также идет развитие форм поведения: внимательность, сосредоточенность, терпение, самостоятельность и включение в группу, что является важным для каждого вида игр.

 

Какая сфера деятельности преподается?

 

Обучение пению, танцевальным движениям, собрание элементарного музыкального опыта и опыта движения. Ускорение индивидуальной любознательности как основной предпосылки для дальнейшего всестороннего развития творческой активности (например, игра на музыкальных инструментах, танцы, театр). Особая ценность возлагается на развитие фантазии, а также на рост и развитие социальной характеристики. Орф-педагогика - справка В мировой педагогической практике существуют несколько известных концепций музыкального воспитания детей, которые стали основой для разработки различных программ и методик. Одной из самых известных, распространенных более чем в 40 странах мира, является концепция Карла Орфа «Орф-Шульверк. Музыка для детей». Слово «Schulwerk», взятое Орфом за основу означает «обучение в действии». Главный принцип этой педагогики — «учимся, делая и творя» — позволяет детям, исполняя и создавая музыку вместе, познать ее в реальном, живом действии, в процессе музицирования, а не наукообразного теоретизирования.

 

Карл Орф известен во всем мире как композитор, предложивший новую модель организации детского музыкального творчества.

Орфовская педагогика представляет собой особый тип музыкальной педагогики, которая стала называться креативной. Идея её заключается в понимании неразрывности движения, слова, музыки и в организации особого педагогического процесса. Он даёт возможность детям выражать себя через игру на музыкальных инструментах, создавать собственные танцевальные формы, аккомпанировать и петь небольшие детские песенки. Креативная музыкальная педагогика основана на естественной потребности ребенка в игровой и исследовательской деятельности.

Карлом Орфом и его единомышленниками были разработаны специальные ударные инструменты для детей, а также создан сборник «Шульверк», который состоит из партитур для игры на этих инструментах, пения и танцев. Многие небольшие пьесы из Шульверка доступны в исполнении малышам. Современное понимание проблемы музыкального обучения детей предполагает вовлечение их в процесс общения с музыкой на основе принципа деятельности и творческой игры. Приобщение к музыке наиболее естественно происходит в активных формах совместного музицирования (игра на музыкальных инструментах, пение, движение), которое должно составлять фундамент для музыкального воспитания детей дошкольного, младшего и среднего школьного возраста. Подобный подход получил распространение во всем мире. Орфовская педагогика представляет собой особый тип музыкальной педагогики, которая получила название креативной. Основу концепции Орфа составляет импровизационное музицирование. Обучение через творчество способствует проявлению универсальной креативности, которая есть в каждом ребенке. Цель музыкального воспитания перестает быть локальной. Она естественно соединяется с главной целью образования - помощью человеку в полной мере реализовать свои возможности и стать самим собой. Орф-педагогика широко распространена во многих странах мира и способна успешно решать задачи общего музыкального воспитания, культурного досуга, приобщения к культурному наследию собственного народа.

 

Дата последнего обновления страницы 24.08.2018
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»